Белорусская земля дала миру ряд известных художников. Полотна Марка Шагала, Хаима Сутина, Леона Бакста, Казимира Альхимовича, Валентия Ваньковича украшают галереи отечественных и зарубежных музеев. Однако за этими именами выдающихся представителей польской и еврейской культуры остаются в тени белорусские живописцы, выходцы из простых семей, удивительным образом развившие свой талант. Их творчество тесно вплетено в общерусский культурный контекст и еще ищет своего ценителя. Мы подготовили подборку из двенадцати художников-белорусов, которых должен знать каждый, кто претендует на глубокое знание культуры Беларуси.

Алексей Бродович

Будущий пионер графического дизайна, гуру рекламы и учитель Ирвина Пенна, Ричарда Аведона, Луизы Даль-Вульф (наиболее влиятельных фотографов XX века), Алексей Бродович родился в 1898 году в деревне Оголичи (ныне Петриковский район Гомельской области). Он учился в престижном петербургском Тенишевском училище (из которого вышли Мандельштам, Набоков, Бруни) и готовился к поступлению в Императорскую Академию художеств. Однако ему была уготована иная судьба.

Шестнадцатилетним юношей Бродович бросает учебу и добровольцем уходит на фронт Первой мировой. Он не принимает революцию, присоединяется к Белому движению и в возрасте двадцати двух лет эмигрирует в Париж вместе с молодой женой. Там живет на Монпарнасе, заводит богемные знакомства с Сальвадором Дали, Марком Шагалом, Жаном Кокто. В скором времени становится декоратором в антрепризе Сергея Дягилева, создает афиши и декорации для «Русских сезонов». Бродович занимается всем: фотографирует танцовщиков, декорирует интерьеры домов и квартир, рисует по тканям для Модного дома Поля Пуаре, чертит эскизы мебели для Bianchini.

В начале 1920-х годов начинает карьеру в дизайне. В 1924 году участвует в конкурсе плакатов для благотворительного бала и занимает первое место, сумев обойти самого Пикассо. А через год на парижской Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности получает сразу пять медалей.

В начале 1930-х вместе с семьей переезжает в США по приглашению ректора Филадельфийского колледжа искусств, чтобы преподавать там дизайн и фотографию. В 1934 году на выставке фотографии Бродович знакомится с Кармел Сноу, главным редактором известного глянцевого журнала Harper’s Bazaar. Он еще не знает о том, что на посту арт-директора Bazaar ему предстоит провести почти четверть века и в корне изменить общемировые представления о рекламе и дизайне. Еще одна заслуга Бродовича – создание школы «Лаборатория дизайна», через которую прошли многие ныне известные американские дизайнеры и фотографы.

Сергей Зарянко

В Третьяковской галерее хранится несколько выразительнейших портретов XIX века кисти Сергея Зарянко. Он родился в селе Ляды Могилевской губернии (нынешний агрогородок Ляды Дубровенского района Витебской области) в семье крепостного крестьянина. Вскоре семья будущего художника получила вольную и переехала в Санкт-Петербург.

Отец поступил на службу к князю Голицыну. Сергей начал учебу в Третьей гимназии, в которой учились дети разных сословий. В 1833 году скончалась мать Сергея, отец уехал из Санкт-Петербурга с новой женой. На попечении пятнадцатилетнего мальчика оказались братья и сестры. Гимназию пришлось бросить, чтобы содержать семью.

В 1834 году Зарянко в качестве вольнослушателя стал посещать Императорскую Академию художеств. Одновременно он учился у Алексея Венецианова. В 1838 году Зарянко получил звание свободного художника. В возрасте 25 лет ему было присвоено звание академика, а в 32 года он уже был профессором исторической и портретной живописи.

Сергей Зарянко преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников – Василий Перов («Охотники на привале»), Илларион Прянишников («В ожидании шафера»), Василий Пукирев («Неравный брак»), братья Маковские, Владимир Шервуд (архитектор Исторического музея на Красной площади в Москве) и другие.

Портреты Зарянко очень хорошо передавали сходство. Художник мастерски показывал объем благодаря светотени. Эта, как мы бы сейчас сказали, фотографическая точность производила большое впечатление на современников, и потому работы Зарянко пользовались успехом у заказчиков. За время своей творческой деятельности он написал более ста портретов. Наиболее примечательные из них – портрет цесаревича Николая Александровича и великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III.

В 1860-е годы слава Зарянко стала меркнуть. В это время на арену художественной жизни пришло новое поколение художников. Возникла и новая эстетика критического реализма, но Зарянко не захотел менять свою живописную манеру. Его новые произведения критиковали за натуралистичность и ремесленный подход. Разочарованный холодным приемом критики и публики, переживший свою славу, Зарянко скончался в Москве в возрасте пятидесяти двух лет.

Василий Сазонов

Выходец из семьи крепостных крестьян, будущий академик Императорской Академии художеств Василий Сазонов родился в Гомеле в 1789 году. Граф Николай Румянцев (министр иностранных дел России в 1808-1814 годах) заметил талант мальчика и определил его за свой счет в Императорскую академию художеств. Там Сазонов учился под руководством небезызвестного художника Григория Угрюмова. За выдающиеся успехи в учебе граф Румянцев дал своему крепостному вольную.

Художник оканчивает академию в 1815 году, получает две серебряные медали и большую золотую медаль за картину «Расстрел русских патриотов». В 1817 году при поддержке графа Румянцева уезжает в Рим совершенствовать мастерство. Там создает копии с картин «Положение во гроб» Караваджо и «Любовь небесная и любовь земная» Тициана.

Вскоре живописец возвращается в Петербург и начинает работу над частными заказами – эти работы в дальнейшем и сделают Сазонову имя. Среди них «Первая встреча князя Игоря с Ольгой» (хранится ныне в Третьяковской галерее), «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (хранится в петербургском Русском музее), «Святые Константин и Елена вокруг Животворящего Креста Господня». В 1830 году Сазонов становится академиком Императорской академии художеств и входит в творческую элиту Российской империи.

Блудный сын (Исаакиевский собор)

Кроме картин, бывший гомельский крепостной создавал образа и росписи (для Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга, церкви Таврического дворца, Гатчинского собора, Троицкой церкви Измайловского полка, Александровского собора в Варшаве, церквей св. Екатерины в Царском Селе и св. Петра и Павла в Петергофе и т.д.). Вершина церковного творчества Сазонова – образы для малого иконостаса Казанского собора, а также картины «Милосердие самарянина» и «Блудный сын» для Исаакиевского собора.

Художник умер в 1870 году в Санкт-Петербурге. Улицы в честь Сазонова нет ни в Гомеле, ни в каком-либо другом городе Беларуси. Никто не знает, где похоронен гомельский самородок.

Георгий Нисский

Детство художника прошло на небольшой железнодорожной станции Новобелица (нынче Новобелицкий район города Гомеля) в Могилевской губернии. Неудивительно, что именно с железнодорожной тематики он начал свои художественные эксперименты. Нисский получил образование сначала в художественной академии Гомеля, а затем на отделении живописи при ВХУТЕМАСе. Большое влияние на живописца оказали работы Александра Дейнеки.

Основным направлением творческой деятельности Георгия Григорьевича считается пейзажная живопись. Ранние работы посвящены железной дороге, полотна 1930-1940-х годов написаны на морскую тематику – морские пейзажи и морские батальные сцены («Маневры кораблей Черноморского флота», «Потопление фашистского транспорта», «На рейде»). После Великой Отечественной художник много путешествует по своей стране и создает ландшафтные пейзажи. Георгий Нисский считается одним из основателей сурового стиля (возник на рубеже 1950-1960-х годов, его характерной особенностью было то, что художники воспевали труд и его героев).

 

Живопись Нисского признана как на родине, так и за рубежом. На Всемирной выставке в Париже в 1937 году за свои работы он получил бронзовую медаль. В 1951 году художник стал лауреатом Сталинской премии третьей степени, был принят в Академию художеств СССР, награжден серебряной медалью АХ СССР за композицию «На Дальнем Востоке», стал кавалером ордена Трудового Красного Знамени. В 1965 году Нисскому присвоено звание Народного художника РСФСР. Сегодня картинам белорусского художника отведены почетные места в таких музеях, как Третьяковская галерея, Русский музей, Художественный музей в Днепропетровске.

Федор Ясновский

Творчество художников-передвижников стало важной вехой в истории русской культуры 2-й половины XIX – начала XX вв. Невозможно представить себе отечественную живопись без Репина, Крамского, Сурикова, Шишкина, Нестерова, Серова, Маковского, Мясоедова. Представители этого объединения создали широкий спектр сельских пейзажей, а также портретов и жанровых картин, которые затем были представлены на выставках по всей России.

Среди передвижников были и белорусы. Один из них – Федор Ясновский, родившийся в 1833 году в городе Игумен (ныне город Червень Минской области). Он окончил именитое Строгановское училище в Москве, дорос до академика Императорской Академии художеств (1860). Его работы были представлены на первой выставке передвижников в Москве в 1871 году.

Жил и работал Ясновский в Москве. Многие годы преподавал в Строгановском училище. Сегодня его картины экспонируются в Третьяковской галерее («Кладбище в Мазилове под Москвой»), Русском музее, Государственном историческом музее.

Искусство Ясновского никогда не было ориентировано на коммерцию. В разных источниках говорится, что он прогнал из своей мастерской Павла Третьякова, да и вообще не позволял себе дружбы ни с кем из меценатов. Вероятно, поэтому его картины относительно малоизвестны ценителям живописи.

Александра Экстер

Живописец, график, художник театра и кино, дизайнер, основоположник стиля ар деко Александра Александровна Экстер (в девичестве Григорович) родилась в 1882 году в городе Белостоке Гродненской губернии в семье чиновника-белоруса.

Еще до окончания Киевского художественного училища она вышла замуж за известного адвоката Николая Экстера. Художница организовала в своем доме салон-мастерскую, которая стала местом встреч представителей киевского авангардного искусства. В 1907 году она уехала в Париж, где обучалась в академии Гран-Шомьер и посещала класс портретиста Карло Дельваля. Во время этой поездки у нее сложились дружеские отношения с Пабло Пикассо, Гийомом Аполлинером, итальянскими футуристами.

Экстер участвовала в крупнейших выставках авангардного искусства в России, Франции, Италии. В тот период художница много путешествовала, что находило отражение в ее творчестве. В 1908 году она помогала поэту и художнику Давиду Бурлюку организовать в Киеве выставку «Звено».

В 1915 году Экстер вступила в группу Казимира Малевича «Супремус». Когда Малевич писал свои первые супрематические картины и никого не пускал в мастерскую, только Александра Экстер приходила к нему беспрепятственно, и Малевич мог беседовать с ней часами. После революции 1917 году Экстер вернулась в Киев. В Одессе от холеры умер ее муж, однако это не сломило ее. Вместе с начинающим художником Рабиновичем она открыла мастерскую декоративного искусства, давала уроки живописи.

Занавес для московского Камерного театра, созданный Александрой Экстер.

Вскоре Экстер вышла замуж за московского актера Некрасова и переехала жить в Москву. Вместе с Верой Мухиной она оформила павильоны для I Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. Как дизайнер сотрудничала с Московским ателье мод, работала над созданием парадной формы Красной Армии. В 1924 году участвовала в организации советского павильона на XIV Международной биеннале искусств в Венеции. В 1925-1930 годах по приглашению Фернана Леже преподавала в Академии современного искусства в Париже. Больше в Советский Союз она не возвращалась. Александра Экстер заслужила известность во многом благодаря своим эскизам, в которых органически соединены принципы кубизма, конструктивизма и модерна.

Кондратий Корсалин

Кондратий Корсалин родился в 1809 году в Слуцке, происходил из мещанской семьи. В двенадцать лет мальчик самостоятельно начал заниматься иконописью. Позже он будет брать уроки у преподавателя Слуцкой гимназии. В возрасте двадцати лет переехал в Орел, где впервые поучаствовал в художественной выставке с портретами военных и их жен.

Вскоре Корсалин стал вольнослушателем Императорской Академии художеств, откуда был отправлен на службу в Российскую духовную миссию в Пекин вместо художника Антона Легашева. В Китае наш земляк изучал местное искусство и написал несколько характерных полотен («Вид города Пекина», «Загородный дворец Богдыхана Ван-шеу-шана»).

Корсалин был известен как пейзажист и портретист. Он создал более двадцати акварельных портретов членов Восточно-Сибирской ревизии 1844-1846 годов. Считается одним из основателей портретного жанра в живописи Сибири. В 1854 году за портрет обер-священника армии и флота Василия Кутневича (тоже белоруса) получил высокое звание академика Императорской Академии художеств.

Участвовал в росписи Собора Святой Равноапостольной Марии Магдалины в Варшаве (сейчас кафедральный собор Варшавско-Бельской епархии Польской православной церкви). В 1866 году написал иконы Рождества и Воскресения Христова, которые были установлены в церкви русского консульства в японском городе Хакодате.

Четыре работы Корсалина 1840-х годов хранятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь. В Государственном Эрмитаже находятся портреты Василия Кутневича и его жены.

Никодим Силиванович

Сегодня мало кто знает, что часть мозаичных композиций Исаакиевского собора была создана белорусским художником ХІХ столетия, несправедливо забытым в ХХ веке. Никодим Силиванович родился в 1834 году в деревне Цинцевичи Вилейского уезда. Его отец считался свободным крестьянином. Мальчик получил возможность обучаться в Молодеченском училище для дворян, где впервые проявились его способности в изобразительном искусстве. После окончания училища Силиванович нанялся гувернером в дом одного из местных помещиков. Тот решил помочь талантливому юноше, на свои средства отправив Никодима учиться в Рисовальную школу в Санкт-Петербург.

В 1859 году Силиванович поступил в Императорскую Академию художеств. Однокурсниками художника были Иван Крамской, Василий Верещагин, Павел Чистяков. Селиванович хорошо зарекомендовал себя как портретист. После окончания Академии он вернулся на родину. Его талант не нашел практического применения, поэтому Селиванович испытывал нужду. Единственный заказ, за который он тотчас же взялся, исходил от Лидского уездного управления: живописцу предстояло оформлять храмы. Такая работа принесет ему в дальнейшем художественную славу.

В тот период Силиванович увлекся техникой мозаики. Чтобы усовершенствовать мастерство, он вернулся в Санкт-Петербург и учился у Федора Бруни. Вскоре художник приступил к оформлению Исаакиевского собора. Вместе с Иваном Лаверецким он завершил мозаичную композицию «Тайная вечеря» для главного иконостаса Исаакиевского собора, а с помощником Михаилом Щетининым создал грандиозное мозаичное панно «Поцелуй Иуды» (выставлялась в Берлине, Копенгагене и Париже, имела небывалый успех) по картине Карла Брюллова. За выдающиеся достижения в искусстве мозаики Силивановича избрали академиком живописи.

На тот момент в искусстве мозаики Силивановичу не было равных в России. Он получил чин титулярного советника, который давал право на личное дворянство. Художник также был награжден орденами Святого Станислава ІІІ степени и Святой Анны ІІІ степени. В Российской империи такие награды давались тогда очень немногим мастерам.

Мозаика «Тайная вечеря»

Обращался Силиванович и к белорусским крестьянским мотивам, о чем свидетельствуют картины «Пастух из Свентянщины», «Солдат с мальчиком» и другие. Во время масштабных преобразований графа Михаила Муравьева-Виленского в Беларуси и Литве участвовал в росписи православных храмов в Лидском уезде, писал портреты православных священников, а в год разгрома польского восстания (1864) написал икону Александра Невского (не сохранилась).

Моисеенко Евсей

Известный советский живописец, народный художник СССР Евсей Моисеенко родился 15 августа 1916 года в местечке Уваровичи Могилевской губернии (сейчас Буда-Кошелевский район Гомельской области) в крестьянской семье. Азы художественного образования получил в семилетней школе.

В 1931–1935 годах учился в Московском художественно-промышленном училище имени М.И. Калинина, где готовили мастеров декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел. При содействии известного советского живописца Василия Яковлева, обратившего внимание на произведения начинающего художника, в 1935 году Моисеенко зачислили в ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры без вступительных экзаменов за три месяца до окончания учебного года.

Обучение Евсея Моисеенко прервала Великая Отечественная война: в июле 1941 года, не завершив дипломную картину, он добровольцем ушел на фронт. Часть, где служил Моисеенко, попала в окружение и Евсей Евсеевич был пленен; художник оказался в Германии, в концентрационном лагере Альтенграбов. В апреле 1945 года Моисеенко освободили наступавшие с запада войска союзников.

После демобилизации живописец возвратился в институт и в 1947 году окончил его, представив дипломную картину «Генерал Доватор». Работа получила отличную оценку. В июле 1947 года Евсей Моисеенко был принят в Ленинградское отделение Союза советских художников; с 1956 – член правления Союза художников РСФСР и выставочного комитета Союза художников СССР.

В 1958 году Моисеенко пригласили преподавать в Ленинградском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Почти тридцать лет наш земляк руководил батальной мастерской, воспитав несколько поколений художников. В 1962 году он стал членом-корреспондентом, а 1973 – действительным членом Академии художеств СССР.

Широкую известность Моисеенко принесли сюжетные живописные полотна, посвященные темам гражданской и Великой отечественной войн. Среди них: «Первая Конная» (1957), «Ополченцы» (1959), «Красные пришли» (1961), серия из 9 картин «Этого нельзя забыть» (1962), «Матери, сестры» (1967), «Вестники» (1967), «Сын» (1969), «Черешня» (1969), «Победа» (1972), «9 Мая» (1975), «Ветераны» (1978)

Иван Хруцкий

Иван Хруцкий остался в истории искусства благодаря своим работам в малых жанрах. Во многом он заложил основы традиционного русского натюрморта. Его работы украшали наиболее богатые дома современников и были коммерчески успешны. Из-за огромного количества заказов Хруцкий часто повторял полотна, зачастую лишь незначительно меняя композиционное решение. Так, «Натюрморт с биноклем», написанный в 1839 году, художник воспроизвел восемь раз. Хруцкий также был прекрасным портретистом, в работах которого отчетливо проступали принципы венециановской школы.

Родился в 1810 году в местечке Улла Лепельского уезда Витебской губернии. Его отец, греко-униатский священник Фома Хруцкий, вскоре после рождения сына был уволен со службы и перебрался с семьей под Полоцк. Там будущий художник получил образование в высшем училище пиаров (католического монашеского ордена).

В 1830-х годах Хруцкий посещал классы Императорской Академии художеств как вольнослушатель и брал уроки у английского живописца Джорджа Доу. В 1836 году за картину «Плоды и цветы» получил большую серебряную медаль и звание свободного художника, что стало для него дополнительным стимулом продолжать учиться в Академии. Через три года Хруцкий получил малую золотую медаль и был возведен в звание академика. После смерти отца в 1839 году молодой художник остался опекуном младших братьев и сестер. В 1840 году по разрешению Академии он возвращается в Полоцкий уезд и строит там дом.

В 1846 году архиепископ Иосиф Семашко (известный тем, что в 1839 году сыграл ключевую роль в воссоединении униатов с православной церковью) приглашает Хруцкого на работу. Художник приезжает в Вильно, где ему предоставляют квартиру и гонорар. В течение восьми лет Хруцкий пишет портреты ближайших сподвижников Семашко. Из тридцати двух работ сохранилась всего одна – «Портрет Викентия Лисовского». Художником также были созданы иконы для Александро-Невского собора в Ковно (Каунасе), пещерной церкви трех мучеников в Вильно, церкви Св. Иосифа Обручника в Тринополе.

В натюрмортах Ивана Хруцкого можно найти влияние и голландских, и фламандских мастеров, однако Хруцкий выработал свой личный, узнаваемый стиль. К наиболее известным работам художника относят «Портрет неизвестной с цветами и фруктами», «Цветы и плоды», «Старуха, вяжущая чулок», «Натюрморт с биноклем», «Плоды и дыня», «Натюрморт со свечой».

В последние годы жизни художник ведет скромную, почти затворническую жизнь, работает мало, пишет семейные портреты и домашние интерьеры, почти позабыв о любимых натюрмортах. Одна из последних работ Ивана Хруцкого – «Автопортрет», созданный в 1884 году, за 9 месяцев до смерти.

Витольд Бялыницкий-Бируля

Работы одного из создателей жанра мемориального пейзажа, передвижника Витольда Бялыницкого-Бирули хрянятся в музеях и частных коллекциях по всему миру, включая Третьяковскую галерею (картины «Из окрестностей Пятигорска», «Весна», «Лед прошел», «Задумчивые дни осени», «Нивогэс», «Белоруссия. Вновь зацвела весна»), художественные музеи Минска, Костромы, Нижнего Новгорода, Красноярска, Воронежа, Томска, Челябинска, Ставрополя, Семея, Сочи, Одессы, Днепропетровска, Киева, Могилева и Белынич и т.д.

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля родился в Белоруссии в местечке Бялыничи в 1872 году. Семья часто меняла место жительства. Первые уроки живописи он получил в Киеве. Эти знания пригодились Бялыницкому-Бируле в семнадцатилетнем возрасте при поступлении в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В это время художник увлечен пейзажем (впоследствии исследователи его работ будут говорить о влиянии Исаака Левитана).

На ежегодных ученических выставках картины Бялыницкого-Бируля обращали на себя внимание. Благодаря им в 1897 году его картину «Из окрестностей Пятигорска» приобрел для своей тогда уже знаменитой галереи Павел Третьяков. Это было крупнейшим событием в биографии молодого художника, только вступившего на самостоятельный творческий путь.

 

С 1897 года художник начинает показывать свои картины на выставках Московского Общества любителей художеств и Московского Товарищества художников. Наконец, в 1899 году произведения Бялыницкого-Бирули появляются на Передвижной выставке, и в скором времени он становится членом Товарищества передвижников. Через четыре года получает звание академика живописи. В 1910-е годы Бялыницкий-Бируля участвует в выставках в Западной Европе, где удостаивается престижных наград.

В тот же период художник приобретает участок земли в Тверской губернии на берегу озера Удомля, недалеко от мест, где часто работал Левитан. Там он строит дом с мастерской. В 1917 году Бялыницкий-Бируля открывает художественную школу для крестьянских детей. Художник много путешествует по стране и продолжает традиции русского импрессионизма. Он пишет этюды на Азовском море, трижды посещает Заполярье. В 1930-х годах создает индустриальные пейзажи. В 1936-1937 годах Бялыницкий-Бируля создает цикл картин по местам жизни Александра Пушкина, Михайловскому и Тригорскому.

Великая Отечественная война нашла отражение в полотнах «Красная Армия в лесах Карелии» и «По следам фашистских варваров». В конце 1940-х годов Бялыницкий-Бируля создал цикл белорусских пейзажей, в которых леймотивом прозвучало возрождение природы от войны.

Михаил Савицкий

Пожалуй, никто из современных белорусских художников не достиг такого признания, как Михаил Савицкий. Народный художник СССР, Герой Беларуси, да и в целом символ белорусского искусства ХХ века.

Михаил Савицкий родился в 1922 году в деревне Звенячи на Витебщине. Окончив среднюю школу, он поступил в артиллерийское училище, откуда сразу попал на фронт. Двадцатилетним юношей впервые увидел смерть, пережил гибель своих друзей, попал в плен и побывал в концлагерях Бухенвальд, Дахау, Митэльбау, Дора.

Жизнь военнопленного наложила на Савицкого отпечаток. По воспоминания близких, он до конца жизни был в своем поведении аскетом, предпочитая простые продукты, работая без праздников и выходных. Даже топчан, стоявший в мастерской художника, был чем-то похож на лагерные нары.

Чудом оставшись в живых, после войны Савицкий вернулся в Минск. В 1955 году он окончил Минское художественное училище. Затем получил высшее образование в Институте имени Сурикова в Москве (многие искусствоведы считают, что именно здесь выработался неповторимый стиль художника).

Полотна на военную тематику составляют большую часть художественного наследия Савицкого. К наиболее значимым произведениям относятся «Партизанская мадонна», «Партизаны», «Казнь», «Поле», а также картины цикла «Цифры на сердце» и цикла «Черная быль» (посвящен Чернобыльской трагедии). В центре творчества стоит человек со своим миропониманием, моралью и характером в сложном диалектическом развитии.

Нередко работы Савицкого обвиняли в чрезмерной мрачности. Говорили, что они слишком тяжелы для восприятия. У художника в ответ на эти упреки было свое объяснение. Он считал, что предназначение живописца состоит в том, чтоб доносить общезначимые вещи. Савицкий вспоминал, что в детстве он часто играл с жеребенком. Это было светлое, доброе воспоминание, которое могло бы быть сюжетом для его картины. Но так и не стало, потому что принципы Савицкого не давали ему права писать картины о личном счастье, когда народ проходил через страшные испытания военного времени.

Текст и коллажи подготовила Кристина Долголаптева

Друзья-Сябры